pontokot (pontokot) wrote,
pontokot
pontokot

Пантуранизм или о планах Турции на Евразийское господство - 5

История Пантуранизма
[Пантуранизм или о планах Турции на Евразийское господство -1]http://pontokot.livejournal.com/593594.html
[Пантуранизм или о планах Турции на Евразийское господство -2]http://pontokot.livejournal.com/593874.html
[Пантуранизм или о планах Турции на Евразийское господство -3]http://pontokot.livejournal.com/594693.html
[Пантуранизм или о планах Турции на Евразийское господство -4]http://pontokot.livejournal.com/595642.html

Идеология Пантуранизма.

Идеология пантуранизма в 1900-1910 годах ХХ века.

С ростом революционного движения в России, начинается и рост национального движения мусульман. Началось оно с противопоставления своих бытовых и культурных особенностей культуре господствующей нации. И так как в то время религиозный момент еще преобладал в сознании мусульман, то и тюркоязычные начали свою деятельность с выставления лозунга защиты шариата и мусульманской религии от православия.

В этом противопоставлении взгляды образованных руководителей российских мусульман были обращены на Турцию, как на единственную мусульманскую страну которая обладала достаточной силой, чтобы не стать Европейской колонией, как например Египет или Алжир. И в тоже время имела достаточно разработанную идеологию на основе ислама. Вот от него, по мнению создателей, идеологов пантуранизма и должно прийти «освобождение тюркоязычных народов». Таким образом, на первых порах своего возникновения пантюркизм имел панисламистский характер.

[Spoiler (click to open)]Позже религиозный мотив начинает уступать свое место национальному принципу. Анатолийский турок, говорили азербайджанские пантуранисты, того же туранского корня, что и азербайджанский татарин. Оба они имеют общий язык и общую культуру. И так как из всех туранских народов только турки сохранили свою независимость, то на турецкого султана и падает высокая честь освобождения тюрко-татарских народов от чужого ига и объединения их в одно могучее государство. В числе этих народов получат свое освобождение в первую очередь азербайджанцы, потому что они ближе всех находятся к Турции.

В отношении территорий, считавшими туранскими, не было единогласия. Чтобы дать общее представление об этих претензиях, — пишет Зареванд, — укажем границы Турана, начертанная Ахмедом Агаевым и Качензаде.

"Туранский мир" Агаева начинается от Балканского хребта и доходит до Манчжурии, включая в себя: Балканы, Малую Азию, Крым, Кавказ, Дагестан, Астрахань, Поволжье, Саратов, Самару, Казань, Уфа, Оренбург, Сибирь, Монголию, китайский и русский Туркестан, Бухару, Хиву, Хорасан, южное побережье Каспийского моря и два (русский и персидский) Азербайджана.

Качензаде требует, чтобы в туранское или тюрко-татаро-монгольское объединение вошли: Малая Азия с Константинополем, Месопотамия с Мосулом, Азербайджан с Баку. Далее в нее должны войти собственный Туран, т.е. пространство от Крыма до Каспия, находящиеся между Волгой и Уралом Оренбургская и Уфимская губернии, Киргизские степи, находящиеся между Аралом и Байкалом Туркестан, возвышенность от Алтая до Памира и пространство от Монгольских гор до Сибирских степей, вплоть до Иркутска и берегов Амура. В эту "федерацию", говорит Качензаде, должны войти все более или менее крупные группы тюркского населения, оставшиеся со времен средневековых нашествий.

Одним словом, туркам должно принадлежать все, где ступала когда-либо нога тюрка…
Еще более решительно настроенные пантуранисты включали в пределы Турана и другие, пограничные и мусульманские станы — в особенности, если царствующая там династия была туранского происхождения, как, например, Персия при Каджарах, Афганистан и.т.д. Мы не говорили об аппетитах Энвера Паши и ему подобных, — пишет Зареванд, — потому что пантуранизм Энвера, в особенности в начале, носил панисламистский отпечаток. По мнению Зареванда, Энвер стремился создать Арабскую Империю и сделать ее вассалом Турции, другими словами, хотел "использовать Коран для Турана". Границы Энверовской Империи начинались в Морокко и кончались - Кореей.

И наконец, претендующая на "научность" часть пантуранистов ограничивалась лишь территорией, населенной тюркской группой туранских народов. В последнюю тюркскую группу входят: тюрки Сибири (якуты), тюрки Центральной Азии (казахи, узбеки, киргизы, туркмены и др.), тюрки Поволжья (кипчаки, татары, башкиры), тюрки Юга России (татары Крыма и Кавказа) и тюрки Запада (Ирана и Оттоманской Империи).



К объединению всех этих тюрков и стремилась умеренная группа пантуранистов. Исходя из этого, они и движение свое предпочитают называть не пантуранизмом, а пантюркизмом; всех, принадлежащих к пятой группе народов (татары, узбеки, киргизы, башкиры, якуты и др.) они считают тюрками…

В своей статье: "Три политические системы", впервые опубликованной в Казани в 1904 году, затем перепечатанной в Каирской газете "Тюрок" 1913 году, Акчура (Татарский публицист Акчурин - эмигрировавший после первой русской революции в Турцию, затем в Египет) впервые дает ясную и исчерпывающую формулировку пантуранизма.

Акчура говорит, что оттоманизм. являющейся главной целью младотурецкой политики и стремящийся из разноплеменных народностей Турции создать одну нацию, как это было сделано в Америке — неосуществимо по следующим причинам:

1) оттоманизм идет в разрез с желаниями и устремлениями турок, ибо, провозглашая равенство всех народов в Турции, он этим самым лишает турок положения господствующей нации и равняет их с "райями" — христианами;
2) он идет в разрез с учением Магомета, ибо ставит на одну доску правоверных и неверных;
3) он идет против желаний и самих подвластных народов, которые стремятся к независимости и не желают жить совместно с своими завоевателями;
4) оттоманизм идет в разрез с панславянскими и завоевательными программами России, претендующей на Константинополь и на роль защиты восточных христиан;
5) наконец, он не согласуется с общественным мнением Европы, требующей изгнания "варваров" — турок из Европы и освобождение христиан от их ига.

Что же касается панисламизма, то он, с одной стороны сталкивается с все более и более усиливающимся национальным чувством во всех мусульманских странах, а с другой — с интересами больших и маленьких колониальных держав. Таким образом, панисламизм не может считаться реальным фактором возрождения и усиления Оттоманской империи.

Остается, таким образом, третья политическая система – пантюркизм или пантуранизм. В Оттоманской империи, с точки зрения интересов государства, единственным верным элементом являются турки. Лишь на них базируясь, государство может идти по пути возрождения и усиления своей мощи. Будущее и, вместе с тем, спасение Оттоманской империи стало искать в тюркских народах, к национальному и государственному объединению которых, говорит Акчура, должны быть направлены все наши усилия.


Путь пантуранизма свободен от всех тех препятствий, на которые наталкиваются панисламизм и оттоманизм. Пантуранизм, — пишет Акчура, — направлен преимущественно против России, которая хотя и велика, но не непобедима. Акчура думает, что европейские державы, ввиду противоположности их интересов на Востоке, не только не окажут сопротивления, но и будут всячески способствовать осуществлению Турцией пантуранистических планов.



Продолжение следует...
Tags: пантуранизм, пантюркизм, туран, турция
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments